Четыре важных навыка личной эффективности
Высокая эффективность — один из факторов успеха в любом деле. Эффективность в данном случае — максимум результата при минимуме затрат времени, сил и ресурсов.
Важно отметить, что эффективность и высокая производительность — не совсем одно и то же. Можно быть очень продуктивным, очень стараться и много делать, но при этом сохранять низкую эффективность. С другой стороны, если хорошо подумать и принять несколько правильных решений, то можно сократить количество усилий в разы, а также в корне изменить сам результат. Однажды люди придумали колесо, и мир изменился.
Эффективность требует хитроумного подхода и понимания собственных возможностей. В отличие от высокой производительности, высокая эффективность может дать большие бонусы в долгосрочной перспективе.
В этой статье мы поговорим именно о личной, а не об общей эффективности. Точнее о навыках, которые способствуют в короткое время делать и успевать больше, а усилий прилагать меньше.
Для нее, в первую очередь важны такие навыки, как:
- Концентрация внимания;
- Высокая самоорганизация;
- Умение расставлять приоритеты;
- Знание и понимание основ тайм-менеджмента для специфики своей деятельности.
Давайте кратко рассмотрим каждый из них.
Концентрация внимания
Концентрация внимания — навык, который поддаётся тренировке. Его можно тренировать примерно так же, как и тело в спортивном зале. Только в данном случае мы тренируем свой разум или, точнее сказать, одну из интеллектуальных способностей.
Как и в случае с любым другим навыком, без тренировок сила и способность концентрации внимания теряется, деградирует. Примерно так же, как слабеет и уменьшается мышца без нагрузок и специальных упражнений.
В этой связи нет особого смысла тренировать концентрацию внимания до каких-то предельно высоких уровней. Данный навык необходим в первую очередь для повседневной жизни, работы, того, что мы делаем на регулярной основе. У интеллектуальных работников концентрация внимания требуется в одной степени, у работников ручного труда — в другой.
Для развития концентрации внимания существуют достаточно простые упражнения. Однако если практиковать навык в своих повседневных задачах, не отвлекаясь делать свое дело, то в специальных упражнениях не будет особого смысла.
Самоорганизация и умение грамотно планировать свою деятельность
Навык самоорганизации означает умение планировать своё время и энергозатраты для лучшего результата. Он также предполагает самодисциплину, чтобы фактически выполнять задуманное.
Здесь работает очень простое правило:
Незапланированная деятельность требует в несколько раз больше времени и сил, чем запланированная.
Чтобы то, что мы себе наметили, было сделано, необходимы самоорганизованность и немного дисциплины. Эти навыки, также, как и концентрация, в большей части формируются в процессе повседневной деятельности и работы.
Умение расставлять приоритеты
Умение расставлять приоритеты — крайне важный навык. Он позволяет понять, что наиболее важно, на чём сконцентрироваться в первую очередь.
Бесполезной, не имеющей значения и отвлекающей информации во много раз больше, чем полезной. Поэтому неплохо понять, что второстепенно и какой информации стоит избегать. То же самое можно сказать о делах: всех дел самостоятельно не переделать — что-то лучше сделать лично, что-то сделает кто-то другой, а что-то лучше не делать вообще.
Этот навык позволяет делать то, что важно — в первую очередь, и не делать то, что не имеет принципиального значения. Умение расставлять приоритеты помогает сэкономить кучу сил и энергии, избежать лишних трудозатрат. Согласитесь, это уже серьёзный бонус и плюс.
К сожалению, как бы нам того ни хотелось, всё сделать и везде успеть невозможно. Поэтому лучше делать то, что важно и необходимо. Разумеется, от чего-то придётся отказаться. Иногда приходится выбирать. Иногда отказываться и отказывать. Именно для этого необходим навык — умение расставлять приоритеты. Чтобы в первую очередь выбирать и делать самое значимое, потом менее важное, а всё, что остаётся, — если будут силы, время и желание.
Тайм-менеджмент
Классический тайм-менеджмент ориентируется в основном на топ-менеджеров. Это в корне отличает его от тайм-менеджмента, который необходим большинству людей. Основная суть оптимизации времени для обычных людей сводится не к тому, чтобы много успевать в условиях экстремальных нагрузок, как это приходится делать руководителям, а к тому, чтобы сделать за короткое время то, что необходимо. Другими словами, эффективно расходовать своё время и силы.
Для топ-менеджеров важно успевать сделать много дел за двадцать четыре часа в сутки. При этом основная работа таких руководителей — административная. Топ-менеджер вынужден руководить и делегировать, а не выполнять работу. Это и определяет основные направления и правила тайм-менеджмента для такого стиля работы.
Для большинства людей такие правила часто не имеют особого смысла. Это одна из причин пренебрежительного отношения к тайм-менеджменту. Для обычных людей важна в первую очередь личная эффективность, умение выбирать правильные решения. При этом таких решений может быть всего несколько за целую неделю. А это уже несколько другой тайм-менеджмент. Более того, в зависимости от специфики деятельности тайм-менеджмент может заметно различаться.
Если говорить кратко — у каждого человека свой тайм-менеджмент. Каждому человеку неплохо его для себя придумать, выбрать основные правила и принципы из сотни предлагаемых в современных книгах и учебниках. Хотя бы несколько принципов и правил — уже очень хорошо. Поймите, большинство людей даже не задумываются о данной теме.
Только мы знаем особенности своей деятельности, свои потребности, задачи, возможности. Поэтому только нам решать, как оптимально расходовать свое время, энергию и ресурсы.
Некоторые популярные правила тайм-менеджмента описаны в статьях и книгах вашего покорного слуги. Помимо этого — сотни книжек, написанных на тему — всем в помощь!
Находите свои любимые приемы и правила, применяйте их в жизни. Наслаждайтесь свободным временем, которое обязательно появится.
УЗНАКТЬ БОЛЬШЕ:
Заходите в раздел КУРСЫ и СЕМИНАРЫ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Используйте принципы, навыки и привычки эффективных действий
Как правильно «съесть с утра лягушку»
Как побороть лень